|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Щелкунчика Гофмана можно смело поставить в один ряд с Маленьким принцем Сент-Экзюпери, т.к. она будет одинаково понятна и интересна как детям, так и взрослым. И если дети услышат в ней чудесную, полную волшебства рождественскую историю, то взрослые увидят более глубинный смысл, где вечное противостояние добра и зла переплетается с истинными ценностями: красота внешняя и внутренняя, возмездие, отчаяние, вера, отвага, честь, благодарность, справедливость, любовь.
Некоторые книги, которые очень понравились в детстве не стоит перечитывать во взрослом возрасте, а уж если не понравились, тогда тем более лучше не читать. В детстве "Щелкунчик" мне не понравился, не прониклась я им и во взрослом возрасте. Хотя начало сказки показалось мне интригующим и волшебным, но как оказалось, большая часть книги построена на военном конфликте Мышиного Короля и Щелкунчика, при том, что стало причиной этого конфликта в книге объясняется далеко не сразу и как-то вскользь. А я и в детстве, и сейчас предпочитала игрушкам животных, пусть даже и крыс.
В самом начале поразило, как в чинном бюргерском доме старшая сестра проповедует младшим брату и сестре, что рождественские подарки, купленные родителями, прошли через канцелярию младенца Христа. И вообще он знает лучше, что им надо, поэтому нечего мечтать, нечего желать, сидите на попках ровно и радуйтесь всему, что получите под елочкой. Итак, дети отлично знали, что родители накупили им всяких чудесных подарков и сейчас расставляют их на столе, но в то же время они не сомневались, что добрый младенец Христос осиял все своими ласковыми и кроткими глазами и что рождественские подарки, словно тронутые его благостной рукой, доставляют больше радости, чем все другие. Про это напомнила детям, которые без конца шушукались об ожидаемых подарках, старшая сестра Луиза, прибавив, что младенец Христос всегда направляет руку родителей, и детям дарят то, что доставляет им истинную радость и удовольствие; а об этом он знает гораздо лучше самих детей, которые поэтому не должны ни о чём ни думать, ни гадать, а спокойно и послушно ждать, что им подарят. Сестрица Мари призадумалась, а Фриц пробормотал себе под нос: «А все-таки мне бы хотелось гнедого коня и гусаров». Эм... Нет уж, подайте-ка лучше детям Санту, деда Мороза или еще кого-нибудь, исполняющего желания детей. Избавьте их от этой удивительной процедуры "Кто-то знает лучше тебя, что тебе нужно". Затем прочитала нечто еще более странное. Какой-то дядька в потрепанном сюртуке втерся в доверие к обеспеченным бюргерам и в крестные к их детям. И начал морочить голову всему семейству, а в особенности младшей дочке Мари. Этакое промывание мозгов, гипноз, нлп made in 18-й век. Ибо она самая впечатлительная и внушаемая. Причем, намерения у него самые банальные. Хитрый дядька намерен оженить своего племянника на богатой девице и поправить материальное положение. Помним, про потрепанный пиджачок, да? И в ход идут любые ухищрения. Уродливая кукла, внешне напоминающая дядю и племянника (чтобы запечатлеть в сознании Мари нужный образ), высмеивание привязанности к Щелкунчику (женщины любят жалеть несчастненьких и угнетаемых через сопротивление среды общения, назло людскому мнению, так сказать), дурацкие заунывные стишки (гипноз или нлп - 146%), страшные сказки (чтобы окончательно свести клиентку с ума). Короче, довел бедную девочку до мозговой горячки и рождественских галлюцинаций, а потом притащил принаряженного племянника. И все. Птичка попалась в силки. А родители и рады спихнуть странноватую, экзальтированную дочку хоть кому-нибудь, раз она оказалась с дефектом аля немецкий романтизм. Страшная штука этот немецкий романтизм, вот что я скажу. Особенно, под рождество.
Детские сказки - вечны. Всегда приятно перенестись в те моменты, когда ты впервые слышал эту историю, и как сильно переживал за маленького Щелкунчика.
Я уже и забыла, что бывают такие истории. Сама я уже больше отношусь к этим нерадивым родителям, которые не верят в чудеса, чем к их чадам. Но история о Щелкунчике мной прочиталась на одном дыхании и в один присест. Итак, жила-была крыса, которая прокляла дочь короля, сделав ее чудовищем. И объявил король ей войну, хотя на что он рассчитывал убив всю ее родню. Ну вот, опять говорит взрослый скептик во мне, ищу логику в детской сказке, так вот, астроном и часовщик нашли способ снять проклятие благодаря парнише, щелкающем орехи, имя которому - Щелкунчик. Но все пошло не так и результат оказался не такой, как в гороскопе астронома, и стал Щелкунчик - уродцем. А принцесса, вновь став красавицей внешне, внутри оказалась уродиной. Тут то и проскакивает главная истина - важно, то, что внутри, а не снаружи. Вся сказка построена на безграничном воображении Мари, которая благодаря своему чистому сердцу, увидела настоящего героя. Даже язык не поворачивается назвать Щелкунчика простой куклой, ведь такая сила заключена в этом образе. Я даже вспомнила себя, какие воображала события и развлечения и как всё это было важно. Не дай Боже, обделить игрушку вниманием, она же обидится. Ко всему нужно относиться хорошо. Не хочу взрослеть, хочу верить в волшебство и смотреть на мир под другим углом.
Изначально, признаться честно, мелькнула мысль "немного жаль, что я уже не ребенок", что я уже выросла из таких сказок, но потом сама не заметила как растворилась в ней и отправилась в увлекательное путешествие и пережила те же волнения, что и прекрасная Мари! И только очнувшись от чтения, как раз в Рождественскую ночь, я осознала, насколько это очаровательная сказка, в которой много морали! Из нее можно извлечь множество уроков!
Эта книга не может не оказаться на уважающей себя детской полке, тем более в околоновогодний период, но у нас с ней сложились сложные отношения. Сейчас мне кажется, что стоит начинать знакомство с Щелкунчиком с пересказа, а не перевода. Так или иначе читали мы её доооолго, и я определила для себя несколько тому причин: - язык перевода все же достаточно сложен для ребёнка (нам 5 лет), много новых слов, причём редко употребляющихся сейчас; - история многослойная - такая сказка в сказке, ребёнку непросто связывать два сюжета и отслеживать взаимосвязи между ними; - сходные имена персонажей не упрощают задачу; - несмотря на наличие батальных сцен, история все же девичья, удерживать интерес 5тилетнего мужчины ей было непросто. Это и определило общую рекомендацию начать знакомство со сказкой с пересказа. А этот вариант отложить на второе прочтение.
Сложно читать сказку и восхищаться ею, когда уже посмотрел и прочитал множество вариаций. Я видела как различные фильмы, так и мультфильмы. Ходила на балет и могу с первых нот узнать композиции Чайковского, которые столько лет встречаются повсеместно.
Потому что она действительно страшная - и, признаюсь, именно этого я ждала от Гофмана. То есть как, вот перед тобой, первый слой: принцы и принцессы, сахарные башни, великолепие красок, шелк и ленты. А за ними - сверкнувшие мертвенным зеленым глаза Щелкунчика, Дроссельмейер, умостившийся на часах и хрипло хохочущий свои стихи-заклинания, дитя, превращающееся в уродливую куклу, которую перебирают умелые руки мастера-часовщика. Осколки стекла в ручке ребенка. Тайный шорох по ночам. Острые зубы, щелкающие над ухом. Вся та красота и весь тот ужас, что кроется в механизме - мертвом и блестящем.
Сказка была для меня относительно нова... |