Гибель богов, размер 130x200 мм

Так уж повелось, что загадочный континент, называемый Хьёрвардом, стал пристанищем для людей, эльфов, гномов, троллей, и других рас, ведущих мирную размеренную жизнь. Но вот на его зеленых холмах появляются Волшебник и его Ученик, бросившие вызов древним богам, Хьёрварда и разбудившие дремавшего много веков Властелина Мрака.

Автор
Издательство Эксмо
Серия Ник Перумов
Язык русский
Год 2017
ISBN 978-5-699-11049-0 5-699-07474-0 978-5-699-07474-7
Переплёт твердый
Количество страниц 640
Размер 130x200 мм
Объём 1
Количество томов 1
Формат 84x108/32 (130x200 мм)
435
Нет в наличии
с 27 февраля 2020
В других магазинах:
Размер: 130x200 мм
Год выпуска: 2017
История цены:
Средний отзыв:
4.5
* * * * *
Гибель богов
4 5
* * * * *

От первого произведения, прочитанного у автора, зависит очень многое. Оно может подарить как большой лимит доверия, так и большие сомнения насчет продолжения знакомства с творчеством писателя. Иногда первая же книга становится любимой и на все остальные произведения читатель смотрит через "розовые очки". Но это редкость, исключение из правил. "Гибель богов" - первая книга, которую я прочитал у Ника Перумова. Было это еще в подростковом возрасте, и после первой летописи Хьерварда книги данного автора поглощались, как горячие пирожки после голодного трудового дня: быстро, с удовольствием, но практически без послевкусия. Где-то в конце истории Фесса и в начале истории Терна я сообразил, что читаю эти книги уже по инерции, не получая особого удовольствия. "Чтение ради чтения - не есть хорошо", - решил я и переключился на других авторов. Но самый первый роман, который подарил такой большой запас терпения и желания читать об Упорядоченном, я не забыл. И вот, спустя почти десять лет, я вернулся к "Гибели богов" и не могу сказать, что напрасно.
Сейчас роман воспринимается иначе, что логично: я старше, опытнее и читаю книги более вдумчиво. Так что, думаю, будет уместно расписать плюсы и минусы произведения.
Плюсы:
• Сюжет. Маги Хедин и Ракот поднимают мятеж против семерки Молодых Богов. В принципе, это все, остальное место в романе занимают подготовка к действу, само действо и немного его последствий. Но описано это очень ярко, я бы даже сказал смачно: образный язык, обилие битв, магии, артефактов, все блестит, сверкает. Поражает воображение, да. Вдобавок есть еще некоторое количество неочевидных идей, но за общей канонадой и магическими вспышками они остаются почти незамеченными.
• Персонажи. Их много. Очень много, и все яркие, очень крутые и сильные. Мы, правда, в основном наблюдаем за Хедином и Хагеном, однако видим многое и многих, так что впечатление о персоналиях составляется неплохое, пусть и с некоторыми оговорками, о которых - ниже.
• Эпичность. Куда уж без нее, когда все герои крутые: каждый второй - Маг, каждый третий - Бог, плюс еще всякие Хрофты с Орлангурами и Демогоргонами. Естественно, если персонажи решили мериться крутостью, будучи могущественными сущностями, мордобой будет знатным. Почти что апокалиптичным.
Минусы:
• Сюжет. Как уже можно понять, он не особо замысловат. Интриги есть, но их немного. Много схваток, бывает, даже целые главы посвящены одному сражению. Это неплохо, боевики я люблю, но хотелось бы истории немного глубже. А так у нас все на поверхности, даже мораль главными героями озвучивается прямым текстом.
• Персонажи. Они как елочные игрушки: блестят красиво, да внутри пустые. А может, не пустые, просто ведут себя как подростки? Все возводят в абсолют, Маг, проживший тысячелетия, может демонстрировать такую реакцию:
"— Для такого наслаждение работать… Он найдёт мечу должное применение! Сталь должна вдоволь пить крови… — И при этом его глаза сверкнули так свирепо, что от неожиданности я едва не отшатнулся."
Слишком уж бурная реакция на сверкание глазами, не находите? Все-таки Хедин, по его словам, видал таких ужасов, что должен быть хладнокровным. Но это беда не только его, все персонажи такие. Неудивительно, что в подростковом возрасте мне эта книга так понравилась: читать о суперсильных подростках, которые эмоционально нестабильны, которые ощущают мир так же ярко, как я в свои 12-15, это же здорово. Увы, будучи взрослым, я испытывал в основном раздражение от такого поведения персонажей.
• Эпичность. Тут плохо только одно - избыточность. Событий и схваток очень много, мегасущностей тоже. И каждая сущность, каждый артефакт и каждый магический спецэффект пишутся с большой буквы, что должно внушать трепет и впечатлять читателей. Но к сотой странице это надоедает. В мире, где все крутые, никто не крутой.
Вот и получается, что это взрослое фэнтези для подростков. Я не читал всех книг Перумова, но из прочитанных эта определенно лучшая. Жаль, что некоторые авторы пишут лучшее произведение в самом начале своего творческого пути. Тем не менее, эту книгу я прочитать рекомендую всем любителям жанра, все же один из лучших представителей отечественного фэнтези.

Гибель богов
5 5
* * * * *

Купил книгу, поведясь на аннотацию, и на разочаровался.
Язык повествования очень красочный и динамичный, много красивых словесных оборотов.
Автор пишет так ярко, что складывается впечатление, что смотришь фильм. Захватывающий фильм!
В книге повествуется о человеке, который выбрал стезю мага, которого все боятся и преследуют. Друзья становятся врагами. Все на него смотрят с подозрением, но он справляется. И достойно справляется!
Книга достойнейшая! К прочтению рекомендую!

Гибель богов
4 5
* * * * *

Бесконечный сериал про прокачку героев и про победу добра из последних сил. Не всегда понятно, почему одни - «добрые», а другие - «плохие», но раз написано - значит, правда.

Тайно продолжаю читать до сих пор.

Гибель богов
4 5
* * * * *

Давным-давно один человек с папиной работы узнал, что у меня есть кассета со второй частью свежевышедшего "Властелина колец". Я, конечно же дала ему посмотреть. Он, конечно же, был мне благодарен. Так я узнала о существовании Ника Перумова и Макса Фрая (хотя последнюю книгу Фрая он зажал и не дал почитать, и поток книг прервался. Но два-три года снабжать ребенка фэнтези - это огого в моих глазах, так что со временем я его простила).
Фентези, кроме ВК, я тогда не знала, и была сражена. Через год одноклассница одолжила мне почти всю серию, за исключением пары вбоквеллов, которых у меня до сих пор нет, и еще не вышедшего на тот момент (я потом докупила, конечно). Интернета тогда не было, репертуар ближайших библиотек был изучен от и до — можете представить себе такую удачу? Я перечитала всю Фессо-Барбару от и до несколько раз и с сожалением призналась однокласснице, что могу вернуть. Через три года напомнила — но она снова отмахнулась.
Это было пятнадцать лет назад.
Я, черт побери, начинала перекладывать "Гибель Богов" в поэму! А потом другу зачитывала — так она и оказалась заброшена, за неимением энтузиазма единственного слушателя. А на днях он даже не вспомнил о существовании поэмы.
Со временем я, конечно, поняла, что есть книги много лучше Перумовских, но в десять лет много не надо, а Фессиада всегда будет занимать особое место в моем сердце. Потому что это была любовь. Я играла сама с собой (другие отказывалась читать почти два десятка книг) в попадание в Эвиал, оказывалась утерянным ребенком Хедина (матчасть плохо учила, да) и бог весть что; просиживала дни и ночи на олмеровском форуме, когда появился интернет, присутствовала на той встрече с читателями, когда кто-то, уже не вспомню, попросил вместо автографа написать "Кицум не Хрофт!", и я помню, какой больной темой был этот Кицум...
Оценивать эту книгу адекватно я не могу. Весь мой тщательно развиваемый читательский вкус, суровый редакторский взор и прочие внутренние составляющие впадают в детство и отказываются критиковать. Хедин, Хрофт, Ракот, Хаген, поворот мира вокруг себя, Дно Миров, Бран Сухая Рука, мечи — один другого мощнее и величественнее, я уже предвкушаю, как буду перечитывать ВСЕ.

Гибель богов
5 5
* * * * *

Будят тебя утром лет эдак через 60, и у тебя времени только челюсть вставить и очки надеть. Или из камеры гиберизации какой-нибудь тебя размораживают, мол, внучки в гости к бабуленьке пришли. Ну это я гипотетическую ситуацию, при которой идет передача жизненного опыта обрисовала. И гипотетически, кто его знает, что там будет через 60, к примеру, лет, меня могут спросить, вот а какие ты в детстве книжки читала? Как у любой бабуленьки, в голове конечно всплывет канон Гайдар-Дефо-Стивенсон, действительно, куда мы в 2077 без Голубой то чашки. Конечно, если внуки уже выйдут из стадии личинок, и будут во вменяемом возрасте, то тут дело за Джойсом, Достоевским, Диком К. Филиппом в конце концов. Это я к чему? Наверное ни один взрослый человек не назовет, задай ему вопрос о книгах, которые его мировоззрение и вкус сформировали, «Гибель богов» Перумова. Потому что в таких случаях приходит на ум что-нибудь эдакое, да и потом не помним мы особо, что в порубежье между детством и взрослой жизнью особо то читали. Или вот если окажешься в среде ровесников, то конечно вспомнишь книги российских фантастов, кому больше Лукьяненко, прости господи, кому Стругацкие, чтоп мы в них тогда понимали, Дьяченки с Олдями. И наверное редко кто с гордостью выставляет на видные полки собрание сочинений Перумова в этих эксмовских под мрамор обложках, мои вот в дальнем ряду стоят. Но стоят.

А на самом деле, если перечитывать в стопитсотый раз во взрослом состоянии, можно понять, что ГБ это не просто хорошо написанный роман, это офигенный роман, помимо всего прочего о взрослении. Я не знаю, как удалось начинающему автору сделать прекрасно то, что он, сейчас уже набивший руку, стал делать так посредственно и скучно. Ниже я перечислю неоспоримые достоинства романа:
Что важно, нас с первых страниц погружают в приключения. И тебе сразу приходится разбираться с мифологией и космологией мира, причем объяснение не где-то там и одно, а вот страниц через 10 и их много, есть маги, есть боги, есть Старый Хрофт, есть вредоносные людям силы, есть противостояние поколения магов и Хедина, мага, изгнанного на тысячу лет.

Повествование в реальном времени, флэшбеки, интрига, зачем маг-отступник Хедин, делает то, что он делает. И всё это не дает тебе скучать ни на минуту. Сейчас я конечно слишком стара для всего этого д., но я помню как исчезала ночь за страницами гибели богов в мои 15 лет.

Так вот, если рассматривать ГБ как роман взросления, то сами посудите - Перумов постоянно поднимает планку интереса, только был разговор о разборках у магов, которые кстати, непонятно как появились и положение их очень шатко, как вот уже в дело вступают боги, которые сначала рисуются пусть грозными, но справедливыми, прям как правительство первым каналом. А вот уже Хедин не просто интриган, преследующий свой шкурный интерес, а настоящий друг. И если обратить внимание, как он относится к тем, кто слабее, то видно настоящее величие, потому что он, несмотря на почти всемогущество, умеет сострадать. Такое ненужное в наше время, но важное для выживания в себе человека качество.

Меня каждый раз приводит в восторг размах замысла. Перумов не мир придумал, а целый Универсум со своими законами, и когда миры листаются как страницы книги, дух просто захватывает. В нужный момент, для нарастания интриги обязательно появляется некая неведомая сила, и всё равно все гармонично вместе держится. И еще он вот показывает все оттенки серого, и я сейчас мне про тетку с влажными фантазиями. И кстати, в романе нет секса. Любовь есть, но всякие брутальные герои, затаскивающие героинь в кусты, повествование своим присутствием не портят. В 15 это важно.
И да, норм у Перумова с именами, скандинавских мифов на вас нет.

Гибель богов
5 5
* * * * *

Интересные главные персонажи, за которыми очень приятно наблюдать, быть вместе с ними, радоваться их успехам и поражениям. И знать, что это не конец, что они выберутся из передряги. Найдут что-то, придумают, совершат. Потому что, хотя они и разделены обстоятельствами, все-равно действуют вместе, в одной команде. И даже серьезные противники не кажутся такими ужасающими. Постепенно начинаешь понимать, что главные герои справятся. Не нужно им мешать, они доведут дело до конца, потому что контролируют ситуацию. Хочется поучиться у них этому: находить лазейки даже там, где, казалось, царит кромешная тьма. Но стоит включить самый слабенький свет, и темнота начинает отступать, постепенно демонстрируя множество возможностей. Спасибо автору за желание брать пример с главных героев!

Гибель богов
4 5
* * * * *
Тени сомнений терзают меня:
Кто я сегодня:
Воин света или зла? ©


День, когда я признала в себе сексиста
С детства все было очень просто. Сперва цвет банта на одеяльце и коляски. Потом отдел магазина игрушек (зачастую и его цвет тоже). Я с подругами кормлю супом из одуванчиков, песка и осоки пучеглазо пялящихся пупсов, а он с друзьями устраивают дуэли на палках. Я выбираю наряды персонажам в Sims, а он пробивает себе путь на волю среди инопланетян в Doom. Я учу женщин всех возрастов творить красоту на лицах, а он возглавляет братство рыцарей. Я навсегда отдала свое сердце невыразимо чарующим мирам Ехо и ведьмам с пышущими огнем волосами и ему, а он - Хьёрварду, Эвиалу, Мельину и мне. И я всегда говорила, что интересы не зависят от пола, да. А потом в одной игре мне подвернулась возможность приобщиться к его мирам. И вот тут-то я взвыла и запросилась обратно к уладасам, небу над пустыней Хмиро и - черт с ними! - олухам-грузоперевозчикам. Я искренне восхитилась дотошностью автора, скрупулезно созданной вселенной, языком, героями, образами, круговоротом событий и всем-всем-всем прочим, но, во имя всех богов, насколько же эта книга для мальчиков! Продираясь как через кисель, я пыталась не запутаться в персонажах, понятиях и приемах боя. Перумов совершенно не церемонится с читателем - кидает его как щенка в прорубь своих не особо описанных чудовищ, заклинаний и битв - и разбирайтесь вы с ними как хотите. Я - каюсь! - привыкла к фэнтези для дураков. Когда ты сперва главы три разбираешься в мироустройстве, характерах и каких-то фишках и особенностях. И дальше тоже - не успеваешь задуматься "а это что за покемон?" - как автор услужливо приносит на блюдечке выжимку из словаря какого-нибудь Даля этих широт. Но Перумов не таков. Перумов - фэнтези для увлеченных, для тех, кто хочет и готов самостоятельно докапываться до сути. Благодаря этому создается мир живущий, дышащий. Автор не сочинитель, а летописец, которому наплевать, на знания того, кто прочтет описанное. Какой ему смысл разъяснять, что такое

Эритовый Обруч

, если это будет настолько же неестественно, как если бы мы при разговоре с друзьями начали говорить "Я позвонил ему по телефону - ну это такая штучка, которая позволяет связываться с обладателем такой же штучки, когда-то они были с проводами, уходящими в стену, а теперь мы можем общаться даже с улицы" Скорее всего друзья приняли бы это за шутку, причем отдающую идиотизмом. С Перумовым никто такого не почувствует. И это, конечно, создает трудности при понимании, но заставляет уважать и его самого, и его творчество.

Апокалипсис с эльфами
Дальше будут спойлеры.
Еще одна ассоциация, которая крепко держала меня на протяжении всей книги. Особенно легло это на послевкусие от книги Никонова про скрепы , где он довольно долго и нудно разъясняет, что библия не про единобожие, а про одного эгоистично настроенного божка из пантеона многих. И давайте посмотрим. Есть бог(и), есть обладающие силой существа, которые стоят выше людей, но ниже богов. И есть один, решивший бросить вызов богу (богам), почти добившийся успеха, но низринутый в бездну. А потом он вырывается из этой бездны и где-то в районе горы Мегиддо, то есть, простите, острова Хединсей, конечно же, происходит битва, равной которой не бывало. Это все очень сильно упрощенно, но в общем и целом так и есть. Да, в "Гибели богов" есть некоторые отступления от сюжета канона, но можно сказать, что это фэнтези о том, что было бы, если бы у Люцифера был друг, который готов на все.

Взгляд с другой стороны
Что мне особенно понравилось в книге - отступление от канонов. Думаете увидеть все эти "придет спаситель и убьет всяких гадов" - не дождетесь. Полный слом шаблона. Вызывающие симпатию герои при всей своей храбрости, верности слову и друзьям, дотошности, упорству - ну вы поняли - эти парни играют за тех самых гадов. Перумов идеально раскрывает многогранность жизни, которая не делится на два цвета и однозначно определяемых персонажей. Легко представить книгу-перевертыш, в которой противники команды, за которой мы наблюдаем, борются со Злом, грозящим смертью Добру и Свету и всему, что с ними связано. И их поступки также не вызовут сомнений, да и сами боги и маги будут выглядеть весьма приятно. Историю пишут победители, и именно они решают, кто сегодня зло, а кто добро.

Гибель богов
1 5
* * * * *

С трудом, истязая себя, дочитал эту книгу несколько дней назад. Тут же захотелось написать рецензию, но я решил дать себе пару дней, чтобы остыть. Вдруг и перехочется тратить еще больше своего времени на эту книгу. НЕ ПЕРЕХОТЕЛОСЬ. Поэтому пишу. Вдруг кто-то прочитает рецензию и это остановит его от знакомства и "Гибелью богов". Хотя кого вообще волнует мнение незнакомого человека из интернета?

Спойлеры будут. Но, право слово, в книге нет ни одного неожиданного сюжетного поворота.

Лет 14-12 назад, будучи школьником с большим количеством свободного времени, я с огромным удовольствием проглотил всю серию Перумова про некроманта Фесса. А это, на секундочку, 2 тома "Алмазный меч, Деревянный меч", 10 томов с названием "Что-нибудь мага" и еще то ли одна, то ли две книжки про героев, которые потом становятся действующими лицами в "Чем-нибудь мага".
Я тогда еще очень активно общался на различных форумах, посвященных фэнтези-литературе. И на всех этих форумах меня наперебой убеждали, что графомания про Фесса - это так, глупый мелодраматичный боевичок. А вот Хьервардский цикл, а особенно "Гибель богов" - это о-го-го литература. Найти бы сейчас тех, кто мне это писал, и дать им в морду. Вероятно, если бы мое знакомство с Перумовым началось не с цикла про Фесса ("Кольцо тьмы" в расчет не берем, я был совсем маленьким и на авторство внимания не обращал), а с "Гибели богов", то на ней бы оно и закончилось.
С чего бы начать рассказывать о том, что мне в книге не понравилось. Пока я об этом думаю - расскажу о том, что мне в ней приглянулось. Много времени это не займет. Перумов, бесспорно, хороший архитектор миров. Пожалуй, описание Хьерварда - это лучшее, что вообще есть в книге. Жаль, что придумав прекрасный мир Перумов не смог придумать хороший сюжет.
Хотя стоп, какой сюжет? Нет тут сюжета. Нет персонажей. Нет мотивации поступков тех, кого Перумов пытается выдать за персонажей. Нет даже внутренней логики повествования и игры по заранее описанным правилам.
Зато есть побоища с "сотнями и тысячами" противников. Есть Слова С Большой Буквы, Количество Которых На Станицу Текста Превышает Все Разумные Пределы. Есть рояли в кустах, в большинстве случаев оказывающиеся Орлангуром в кустах. Есть магия. Нет, не так. Есть МАГИЯ. Я не считал, но, кажется, если убрать все остальное, то описание того, как герои кастуют заклинания и описания последствий их применения займут не меньше трети произведения. Потому что зачем придумывать интересную историю, если можно в очередной раз написать про то, как отрицательный персонаж насылает на Хедина невероятно могущественное колдунство, но Хедин по счастливой случайности знает, как от него отбиться и из последних сил использует только ему известный контрприем. Ну или его спасает неожиданно выпавший Орлангур из кустов. Rinse and repeat через 10-15 страниц.
Кстати, о положительных и отрицательных героях. Хьервард описан миром, в котором сосуществуют несколько высших сил. Творец, его дети Молодые Боги и их ученики Истинные Маги с одной стороны. Загадочные Дальние Силы с другой стороны. Еще более загадочные Древние Силы с третьей стороны. И два Столпа Третьей Силы (да, мне самому уже смешно зажимать клавишу Shift через слово) Орлангур и Демогоргон - с четвертой.
Главные герои - мятежный Истинный Маг Хедин и его ученик тан Хаген затевают войну с Молодыми Богами и другими Истинными Магами. Почему затевают? Потому что Хедина за его прошлые прегрешения на тысячу лет сослали бродить по бренному Хьерварду, лишив большей части магической силы, а он, вместо того, чтобы хорошенько подумать над своим поведением и сделать выводы, как обиженка все тысячу лет лелеял планы по низвержению Истинных Магов и Молодых Богов. Ну, то есть, психика не взрослого человека, а десятилетнего школьника, которому заслуженно поставили двойку, а он пошел не домашнее задание делать, а писать на стене школы "Марьиванна - дура".
Хаген же - ученик Хедина, которого ему разрешили взять после тысячи лет изгнания. Хаген - он не персонаж. Он даже не персонаж-функция. Он исключительно проводник воли Хедина. Куда ему Учитель скажет идти и что делать - он туда пойдет и это сделает. Его единственное самостоятельное действие за всю книгу - женитьба. Описанная тремя абзацами в воспоминаниях Хедина. Жена Хагена, кстати, появляется в книге аж четыре раза и имеет три строчки диалогов. А еще у Хагена есть сын. Который не то, что не появляется вообще, но даже не имеет имени. Про свою жену Хаген вспоминает исключительно когда она появляется на сцене. А знает ли он о существовании сына – большой вопрос. Три раза в течение повествования Хаген начинает ставить под сомнение действия и приказы своего Учителя... И каждый раз оказывается, что это враги пытаются наложить на него заклинание, заставляющее усомниться в Хедине. К счастью, заклятие тут же снимается и Хаген снова превращается в робота.
И вот этим двоим "персонажам" мне предлагают сопереживать. Так они скорее подходят на роль отрицательных персонажей чем те, кого автор выводит отрицательными. Ах да, моральный релятивизм и оттенки серого, прямо как Перумов любит.
Почему Молодые Боги и Истинные Маги плохие? Да ни почему. Ответа на вопрос книга не дает. Просто у Хедина на них персональная обида, а Хаген не умеет думать своей головой. Хрофт - Древний Бог и еще один обладатель психики обиженного десятилетнего школьника, потому что Молодые Боги разбили рати Древних Богов и сместили их в чертогах Обетованного, говорит, что с Молодыми Богами мир стал спокоен кладбище. Но, во-первых, нам еще в начале книги описывают, что войны и стычки продолжаются до сих пор (не говоря про Бога Горы, которому регулярно совершаются кровавые человеческие жертвоприношения), а, во-вторых, чем плох мир, в котором нет войны? Для старого бога, который обижен на много тысяч лет дольше, чем Хедин, наверное, плох.
Но тут в войнушку Хедина с Молодыми Богами включаются и Дальние Силы. Кто они? Что из себя представляют? Чего хотят? Перумов решил, что нам этого знать не надо. Особенно нелепо это выглядит на фоне того, что второстепенной сюжетной линией идет противостояние Дальних Сил и Сигирлинн - одной из Истинных Магов и бывшей возлюбленной Хедина. В начале книги целая глава посвящена сражению ученицы Сигирлинн с Дальними Силами. Потом Дальние Силы, разнообразия ради подменив Орлангура в роли рояля из кустов, спасают Хедина от Сигирлинн, неожиданно похитив ее прямо во время их схватки. Потом Сигирлинн с промытыми мозгами сама выступает на стороне Дальних Сил в бою с Хагеном. А затем Дальние Силы, закорешившись с эльфами, нападают на цитадель Хагена. А мы так и не знаем, что это за Дальние Силы и чего они хотят. Зато эпичных баталий за счет них прибавляется.
Орлангур - отдельная тема. Орлангур позиционирует себя как проводник воли Упорядоченного, то есть, всей вселенной Перумова во всем многообразии миров в ней существующих. И, в общем-то, мне очень близка и нравится идея того, что у мироздания есть своя воля, и оно может вмешиваться в ход вещей. Вот только... Упорядоченное мыслит даже не как десятилетний ребенок, а как младенец, который едва начал познавать мир. И когда Хедин спрашивает Орлангура, почему Упорядоченное помогает ему свергнуть Молодых Богов, Орлангур отвечает "потому что". Даже не "потому что гладиолус", а просто "потому что". Потому что Упорядоченному перестали нравиться Молодые Боги. О-БАЛ-ДЕН-НО.
Молодые Боги, теоретически обладающие безграничной силой, ничего не делают с тем, что Хедин пытается их свергнуть. Тринадцать Истинных Магов не могут победить горстку мятежников. Мерлин, глава текущего Поколения Истинных Магов, и, по словам самого Хедина, самый опасный после Молодых Богов противник, не может справиться с обычным смертным Хагеном (да и вообще весь штурм Хагеном твердыни Мерлина - одна не смешная комедия). Получается, "наши" побеждают исключительно за счет вопиющей некомпетентности своих противников, подыгрывающего им Перумова и регулярно выпадающего из кустов Орлангура.
Правила игры, которые Перумов вводит, нарушаются им же с завидной регулярностью. Истинный Маг не может своими руками или заклинанием лишить жизни смертного? Мерлин и остальные Маги не стесняются бабахать по цитадели Хагена заклинаниями массового поражения. Хедин говорит, что создав живое существо он преступил один из величайших запретов? А замок Мерлина охраняют тысячи таких существ. Истинный Маг бессмертен и не умрет даже если его сжечь? Сигирлинн умирает после того, как ее сжигают. Про простые ляпы типа бега вверх по отвесной скале и несколько раз за одну битву меняющего доспех Хагена я даже не говорю.
Итак, что мы имеем в сухом остатке? А мы имеем размазанное на 600+ страниц повествование, 2/3 которого приходятся на описание событий нескольких дней. Одно грандиозное побоище перетекает в другое. Хедин несколько страниц составляет заклинание и падает на землю без сил, чтобы через несколько страниц сотворить еще одно многостраничное заклинание, требующее приложения всех его магических способностей. Хаген раз за разом встречается с противниками во много раз превосходящими его, но неизменно выходит из боя целым и невредимым, потому что у него есть волшебный меч, пробивающий что угодно и волшебный диск, выкашивающая противников отрядами и пробивающий то, что не может пробить меч. Противники тупят и не делают ничего, чтобы помешать «нашим» победить. В безвыходной ситуации появляются Орлангур/Дальние силы/Перумов и она сразу разрешается самым нелепым образом (смотри главу про бой с бесконечными полчищами муравьев на Авалоне, которые просто внезапно исчезают, когда армии Хагена грозит неминуемая гибель). Почти никаких негативных последствий для героев их действия не имеют, а те, что все-таки наступают, отменяются всемогущим Хедином в самом конце.
Толкиен в тот же объем уместил 2/3 «Властелина колец», а Перумов написал про то, как герои кастуют заклинания и машут оружием. И про эту книгу говорят, что она – лучшее творение Перумова. Если бы я не знал про цикл о Фессе, то после такого «лучшего творения» я бы решил, что в отечественной фэнтези все ОЧЕНЬ плохо. Впрочем, там действительно все очень плохо, но уж не прямо ОЧЕНЬ и вообще это тема для другого разговора.

Гибель богов
3 5
* * * * *
Читал давно, лет 7-8 назад, но ощущение от книги осталось надолго.
Эта книга - замечательный пример творчества Перумова - голова не успевает за печатающими пальцами.
Похоже, что книги не планируются им заранее, а пишутся налету, куда понесет в зависимости от погоды.
Фантазия у автора наибуйнейшая, ему удается продолжать накручивать сюжет по восходящей до самого конца. Проблема в том, что конца-то и нет. Безлико разрубленные узлы, вязавшиеся всю книгу, оставляют ощущение разочарования.
До последних 15-20 страниц - 5. Далее - 1. Вместе - 3.
Детям до 18 - рекомендую; старше - только если книга под рукой, и читать больше нечего.
Гибель богов
5 5
* * * * *
"Гибель богов" - лучшая книга Николая Перумова, на мой взгляд. Интересные персонажи, закрученный сюжет и никаких пустых разговоров.
Гибель богов
5 5
* * * * *
Замечательно написана...хочу выразить огромную благодарность Нику за его творчество ^^
Гибель богов
5 5
* * * * *
До того, как прочитал "Гибель Богов" к жанру fantasy вообще относился с прохладцей, однако после прочтения этого великолепного произведения, понял: fantasy и Ник Перумов - это моё... Рекомендую....
Гибель богов
5 5
* * * * *
Очень хорошая книга. Сильная вещь, одна из лучших в творчестве Ника Перумова.
Гибель богов
5 5
* * * * *
Лучшее, на мой взгляд, произведение Перумова.
Гибель богов
4 5
* * * * *
Хорошая книга. Возмите, почитайте. Она хороша только людям, которые не очень пытаются вникнуть в суть и с хорошей фантазией! Без неё фэнтези читать вообще не стоит!
Гибель богов
5 5
* * * * *
Читал в 2001! Недавно перечитал! Великолепное повествование! Ради эксперимента я дал почитать ее друзьям и знакомым - и ВСЕ были в восторге! Всех впечатлила та скорость, с которой события вихрем проносятся в сознании! Незабываемо!
Гибель богов
5 5
* * * * *
Действие стремительно разворачивается с первых страниц, и держит внимание читателя до конца. Который на самом деле вовсе не конец, а начало новой повести.
Гибель богов
5 5
* * * * *
Несмотря на на детальность в описании пейзажей и окружающего, книга получилось весьма динамичной и интригующей (а это удаётся далеко не каждому автору!), читается очень легко. Вобщем, советую всем любителям фэнтези.
Гибель богов
5 5
* * * * *
Одна из самых лучших книг Перумова. Советую прочитать.
Гибель богов
5 5
* * * * *
Сильная книга. Больше действия, меньше занудства. Советую прочитать.
Гибель богов
5 5
* * * * *
Очень сильная книга. Много действия и мало занудства. Советую прочитать.
Гибель богов
5 5
* * * * *
Одна из лучших книг Ника Перумова. Сложные головоломки и ответы на них. Иногда портит излишнее занудство, но не сильно. Советую прочитать.
Гибель богов
5 5
* * * * *
Просто одна из лучших фэнтези книг...здесь есть все: классный сюжет, экшн, интересные персонажи, которым сопереживаешь...в общем всем советую на ровне с ведьмаком Сабковского)))
Гибель богов
5 5
* * * * *
Ник Перумов как всегда пишет очень интересно.
Получилась замечательная книга советую всем прочитать