|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Не знаю даже, как подступиться.
В первой половине лета прошлого года я решил взяться за прочтение Библии. На тот момент я полагал, что данную книгу должен прочесть каждый более-менее образованный человек вне зависимости от того, христианин он, иудей, мусульманин, буддист, представитель любого другого духовного течения или вообще атеист. Просто потому, что Библия оставила грандиознейший след в истории и развитии человечества, сформировав культуру большей части Земного шара. По-моему, достаточно веская причина для того, чтобы ознакомиться с материалом. Так я полагал вплоть до 10 июля 2017 года – дня, когда я приступил к чтению Библии (в данном посте я буду рассматривать Библию исключительно с культурно-исторической стороны, так как отношение к её религиозному значению – это личное дело каждого отдельного человека и обсуждать подобные вопросы, на мой взгляд, несколько неэтично). Начну с того, что читать Библию просто-напросто невероятно сложно. В данном случае я имею в виду язык, которым она написана. Во-первых, как вы понимаете, там нет никаких диалогов. В моём издании – это более 1300 страниц сплошного текста, напечатанного самым мелким шрифтом, который только можно разглядеть без использования лупы. Во-вторых, сама стилистика языка за тысячи лет претерпела заметные изменения; особенно это касается Ветхого Завета. Возможно, конечно, что древние евреи и в повседневной жизни использовали подобный язык, но в 21 веке очень многое режет глаз и тормозит чтение. Сюда же можно отнести и неестественные для современных книг многостраничные перечисления родословных. Попытайтесь себе представить, какие усилия нужно приложить для того, чтобы более-менее вдумчиво прочесть несколько страниц мельчайшего текста, в котором просто перечисляются люди в формате «тот-то (1) родил того-то (2), тот-то (2) родил того-то (3)». В-третьих, и это стало для меня открытием, Библия – это постоянные повторения. Если честно, то до начала чтения я полагал, что Библия – это полностью духовная, философская книга. На самом же деле, подавляющая часть Ветхого Завета – это записи разных авторов об исходе евреев из Египта, пророчествах о падении Иерусалима (о периоде «расцвета» говорится лишь единожды) и Вавилонском пленении евреев. Знать эти моменты, конечно, нужно, но когда ты читаешь их заново раз за разом, только переложенные иными словами, то такое чтение начинает несколько утомлять. Кроме того, все 4 Евангелия Нового Завета рассказывают тоже одно и то же с небольшими отличиями, а именно – о жизни и, в особенности, последних днях Иисуса на Земле и первых после его воскрешения. Несмотря на вышеперечисленные трудности (а это, на мой взгляд, именно трудности, а не недостатки, так как при чтении столь древних книг невозможно ожидать, что они будут написаны современным лёгким публицистическим языком), чтение Библии вызывает и положительные эмоции. Например, когда ты начинаешь понимать, сколь богато искусство отсылками к этой книге. И здесь я имею в виду не только средневековую живопись или архитектуру европейских церквей, но и отсылки в более-менее современных работах. Например, неожиданно вышедший роман «Пойди поставь сторожа» от Харпер Ли назван фразой, которую Бог сказал Исаии, а знаменитая песня группы Аквариум «Город золотой» (стихи – Анри Волохонского) обыгрывает образы из Откровения Иоанна Богослова. Кроме того, по прочтению Библии становится понятно, что современная православная церковь (да и вообще, все основные христианские церкви) уже бесконечно далеки от того, что заповедовал Бог в Ветхом Завете. Да, данное отступление объясняется в Новом Завете, но тогда остаётся вопрос: зачем вообще Ветхий Завет включается в христианское Священное Писание? В качестве первоисточника веры? Для ознакомления? Так или иначе, но всё сказанное мною выше вылилось в то, что я потратил на чтение Библии более 8 месяцев. Никогда прежде я не тратил больше пары месяцев на книгу, и это, безусловно, моё личное достижение. Считаю ли я после этого прочтение Библии важным для культурного развития каждого человека? Да, безусловно. Советую ли я её непременно прочесть? Не знаю. Я не раз ловил себя на мысли, что за это время успел бы прочесть штук 15 других книг, которые также обогатили бы меня духовно. Поэтому каждый должен решить сам – хочет он этого, или нет. Но я ни в коем случае не жалею, что летом прошлого года взял в руки Библию. P.S. Следует отметить, что я прочёл русский православный вариант Библии, в который входят все традиционные для этой конфессии неканонические книги Ветхого Завета.
Я читал эту книжечку еще в детстве, вместе со скандинавскими и древнегреческими мифами. И восприятие у меня примерно такое же.
Удивительно, что мне очень сложно написать рецензию... Начну с того, что для меня Библия - это Книга книг, которую нельзя сравнить с какой либо другой книгой во вселенной. Я постоянно нахожусь в процессе ее чтения. Каждый день по чуть-чуть. Полностью прочла ее 5 раз. Первый был в 13. С позапрошлого года поставила себе цель прочитывать Библию полностью за год, каждый год. Уже два года подряд получается. Для удобства существуют планы чтения. Мне больше всего понравился хронологический, в котором, как понятно из названия, все главы и книги расставлены по времени их написания. Так лучше понятен исторический контекст и не нужно прыгать от одного события к другому. Не могу оценивать Библию, как просто книгу, писать о ее литературных качествах и т.д. И пробежав глазами предыдущие рецензии, вижу, что антирелигиозным людям легче описать свои впечатления, начать выискивать какие-то "проколы" или смущающие моменты. Они бурно описывают всё, что им не нравится, как тут все непонятно и нелогично. Жалуются на разность стилей. Мне же, как христианке, ясно, что человеческим умом полностью невозможно постигнуть всей глубины написанного. Бог открывается через Библию постепенно и только тем, кто желает найти там Бога, а не ошибки или что-то еще. Ведь слово Божье живет и действует, оно острее, чем любой обоюдоострый меч и проникает в самые глубины нашей сущности, туда, где проходит граница между душой и духом, до суставов и костного мозга. Оно судит мысли и сердечные побуждения. Ничто во всем творении не скрыто от Него. Перед Ним все обнажено, и глаза Его видят все. Ему мы дадим отчет. (послание к Евреям 4:12-13) И всё же, если человек читал Библию, хотя бы раз, хоть пару строчек - это никогда не пройдет бесследно...
Одна из самых мерзких книг что я когда либо читал.... Дайте почитать верующим, ибо они не ведают о чём говорят!
Библию в синодальном переводе я прочла с познавательными целями. В этом плане она полностью оправдала мои ожидания и даже превзошла их. Кажется, о евреях я узнала больше, чем за всю свою жизнь до этого, и в очередной раз поразилась тому, насколько Новый Завет сильно встроен в нашу светскую повседневность, мораль, менталитет. Отчасти потому его было проще читать, чем Ветхий Завет. На мой взгляд, Библия относится к той категории книг, которые каждому для личного развития будет полезно прочитать, но не каждому ее можно посоветовать и не все осилят. Для ее чтения необязательно быть верующим иудеем или воцерковленным христианином, помимо религиозных наставлений в Библии значительную часть книги составляют описания исторических событий и философских рассуждений. В религиозных проповедях и в антирелигиозной пропаганде библейские факты и постулаты всегда подаются в нужном оратору свете, в определенном им контексте, с субъективным толкованием. Поэтому чаще всего у среднестатистического человека формируется не собственное мнение об этой книге, а перенимается готовая чужая точка зрения. Чтение первоисточника позволяет сформировать собственную аргументированную позицию, дает ключи к более глубокому пониманию многих других произведений литературы и изобразительного искусства. Я поставила Библии пять звезд исключительно из уважения к ней, как к древней книге. На самом деле я читала ее безоценочно. Библия настолько культурно значима и самодостаточна, что проставлять ей какие-либо балльные оценки нет смысла. Ее просто интересно читать, замечая, как много изменилось за десятки веков, и в то же время как раз за разом история повторяется.
Первый раз осилить прочтение всей Библии – это подвиг. Все предыдущие попытки оборачивались крахом, но мне стало ясно, что тогда бы я многого и не уяснила для себя, и это стало бы бесполезным чтением. Библию нельзя читать ради праздного любопытства или прикладного интереса. Впрочем, подобное отношение должно быть к любой значимой книге. Библию можно воспринимать как памятник древней мифологии и истории еврейского народа, но даже с такого угла обзора в таком произведении нужно видеть смысл, а он подразумевается невероятно глубоким и бесконечно значительным. Преодолеть пятикнижие Моисея – самая сложная задача из всех. Это то еще занудство с постоянным перечислением родов, весов и мер, перемежающихся достаточно странноватыми историями, большинство из которых хрестоматийны. А вот дальнейшее развитие событий описано совершенно другим языком. Описание военных действий израильтян мне напомнили «Илиаду» Гомера, причем эти войны, судя по реальной хронологии, которая прослеживается по именам царей, шли примерно параллельно Троянской войне. Чем дальше, тем больше знакомых лиц из истории – здесь будут и вавилонский Навуходоносор, и персидский Дарий… Станет ясно, почему Иисуса звали царем иудейским и в чем разница между израильтянами и иудеями. И потому лучше сначала знакомиться с Новым Заветом, потом ознакомиться с Ветхим и снова вернуться к Новому. То же можно сказать и относительно Псалтири: ее псалмы звучат новыми смыслами после перечитывания всей остальной Библии. Читая и перечитывая параллельно Новый и Ветхий Заветы, я в какой-то момент поймала себя на мысли, что загруженный подробностями Ветхий Завет читать стало куда проще, чем загруженный смыслами Новый. К последнему поэтому нужно относиться внимательней – он написан для человека современного мышления, не чуждого не только образного, но и логического мышления, во многом послания отражают именно философскую сторону учения Христа. Особенно это ярко выражено в посланиях апостола Павла, который явно знал, куда и как обращаться, воздействуя своими речами не на простой люд, которому иногда хватало одного прикосновения или слова на передачу следующему, а на изощренные умы. В своих странствиях по землям язычников он даже зайдет в знаменитую афинскую академию, где его ждали особые любители новых философских течений. Собственно, именно так они его речи и восприняли. И именно так зачастую и хотят понимать тексты Нового Завета. Но без веры, основания которой описаны в Евангелиях, а также большинстве книг Ветхого Завета, эта философия бесполезное мудрствование на интерес аналогичных «академических» обществ. В принципе, прочтение Библии также даст понимание, что именно входит в церковный канон, а какие из известных нам историй – всего лишь сказания и легенды с библейскими персонажами. И раз уж эти самые персонажи выходят за рамки этой книги в другие художественные миры, не лишним будет всегда осознавать, каким же был представлен оригинальный образ, тем более в сакральном, а не сюжетном контексте. По завершении прочтения эту книгу захочется перечесть еще несколько раз. Если захочется углубиться в религию, то с толкованиями и текстами Отцов Церкви, если для выяснения нюансов вероисповедания, то, например, в сравнении с апокрифами. Также книги пророков идут параллельно Паралипоменонам и книгам Царств, и можно было бы перечитать их уже вместе, а не последовательно. Еще могут заинтересовать ссылки на исторические хроники, которые не включены в Библию, да и книги чужих канонов Библии и которые не входят ни в один канон (например, некоторые Маккавейские и книги Варуха). Единственное, что теперь невозможно сделать, так это совсем забросить ее. Уже не получится. |