Игрок. Двойник. Кроткая

Федор Достоевский актуален во все времена, несколько поколений читателей продолжают "внимать музыке этого страшного и великолепного писателя" (Г. Гессе). В основе его произведений мир страданий и переживаний людей, душевных метаний и тревог; заглядывая в бездну человеческой души, автор размышляет над темами свободы и ответственности, добра и зла, темного и светлого начал. В издание включены произведения разных лет: роман "Игрок", показывающий картину падения человека, погружение в пучину страстей, вызванных жаждой денег; поразительная, ни на что не похожая, ранняя повесть "Двойник"; удивительно трогательная и печальная история "Кроткая".

158
В других магазинах:
История цены:
Средний отзыв:
4.3
* * * * *
Игрок. Двойник. Кроткая
4 5
* * * * *

Что ни толкуй Вольтер или Декарт,
Мир для меня - колода карт,
Жизнь - банк: рок мечет, я играю
И правила игры я к людям применяю.

Михаил Лермонтов

В последнее время, мне пришлось прочитать не мало литературы как раз на тему игромании в области азартных игр. Что удивительно, уже практически всем известна пагубная сторона этой зависимости, ее ужасающие порой последствия и даже некоторые схемы работы сферы гэмблинга, но желающих испытать удачу всегда находится хоть отбавляй. Прослеживают несколько причин, побуждающих человека ввязаться в это сомнительное мероприятие, но наиболее распространенное, которое, на мой взгляд, и обыграл Федор Михайлович в своем романе, это одиночество и поиск сильных впечатлений, способных заглушить собой образовавшуюся в душе пустоту. А как же деньги, спросите вы? Деньги, причина на самом деле обманчивая и поверхностная, она имеет смысл для вынужденного игрока, который единожды становится игроком, но приходящий в казино снова и снова... он приходит не за деньгами и мечтами о светлом будущем, он приходит за ощущениями.
В романе, игра во многом является для героя отдушиной из-за его несчастной любви к Полине. Достоевский показывает медленный, отравляющий процесс, и в какой-то момент, когда безобидная игра сливается с реальной жизнью, игрок начинает рисковать всем и в жизни. Более того, он слабо отдает себе отчет, чем жизнь, отличается от той же игры. Но сама игра отнюдь не занимает главнейшее место в романе, она - фон, среда, в которую, как в пучину, вброшен молодой преподаватель. Сцены игры буквально заражают азартом, невозможно оторвать глаз от эфемерного шарика бойко скачущего по колесу рулетки!

Надо ли повторяться, что Достоевский написал роман, в котором ориентировался на свой опыт и в свое время, многое из чувств и впечатлений героя, испытал на себе. И речь идет не только о пристрастии к азартным играм, но и о роковой страсти к своей Полине - Аполлинарии Сусловой. В жизни Достоевского рулетка стала такой же пагубной страстью, как и любовь к неукротимой Аполлинарии, вот только игра по-своему отняла ее у него, лишив его шанса успеть в свое время к возлюбленной.
Аполлинария Суслова, ставшая прототипом большинства женских персонажей в произведениях Достоевского, в этом романе наиболее узнаваема. Ее реалистичность создает ощущение трехмерности, будто это лично сама Аполлинария, в гриме генеральской падчерицы, произносит монолог, который вполне мог бы и иметь место в жизни. Сцена любовного треугольника между Алексеем, Полиной и де Грие очень схожа с реальными событиями произошедшими с Достоевским и Сусловой в 1863 в Париже, что пожалуй, было бы даже сложно догадаться о причинах многих поступков героев, которые они так и не обсудят друг с другом. Мучительница Полина, гордая, своенравная; нерешительный, подхваченный волной судьбы Алексей, и де Грие, который тоже оказался "совсем не Лермонтов".

Роман очень отличается от всех предыдущих и последующих романов своей интенсивностью сюжета и довольно не глубокими образами персонажей. Хотя вспоминая условия написания романа, откуда ей взяться этой глубине образов? Минимум времени, сложные обстоятельства, долги, разбитое сердце. Сюжетная интенсивность выражалась в романе благодаря трем сюжетным линиям, происходящим параллельно в одном Рулетенбурге - первая это история отношений Алексея Ивановича и Полины, которую и наблюдает читатель, вторая это история низких притязаний генерала на наследство еще живой бабушки, ради желания скорейшего воссоединения с мадмуазель Бланш, и третья, скрытая от посторонних глаз, драма произошедшего между Полиной и де Грие.

Алексей, игрок и отвергнутый возлюбленный. Изначально, Алексей не был расположен к рулетке, его единственной страстью, его искушением была Полина. Но сказать, что Алексей не производил впечатление человека, способного пуститься во все тяжкие, нельзя, так как его раболепное отношение к Полине зачастую толкало его на риск и совершение поступков, совершенно бессмысленных для него, но в угоду ее дерзким желаниям. За первыми легкими деньгами он пошел ради нее, но вернулся... за неосознанным ощущением близости с ней, оставшимся в этой игре. Рулетка увлекала - то манила к себе, то отталкивала от себя, как его переменчивая возлюбленная. От неопределенности их отношений, он запутан и потерян - места у него нет, теперь он предоставлен сам себе, но только существование Полины удерживает его здесь. По натуре, Алексей Иванович идеальный игрок - молодой непосредственный человек, не боящийся рисковать, имеющий высокие мечты и не имеющий привязанности к деньгам. Его образованность позволяет ему наивно думать, будто он с более и малой вероятностью может предугадать исход ставки и будто существуют какие-то негласные правила казино, следуя которым, можно мистическим образом привлечь удачу на свою сторону.
Как скоро правила игры вытесняют жизнь. С потерей Полины дальнейшая жизнь для Алексея - слепое следование тому, куда его поворачивает жизнь. Побег с совершенно безразличной ему мадмуазель Бланш лучшее тому доказательство, где дальнейшая жизнь и пустое мотовство, показатель духовной смерти героя, который совершенно опустошен внутри, сильно перегорев тогда в Рулетенбурге.

Он ее любил, она его любила. Невольно возникает вопрос, что мешало быть вместе двум любящим друг друга людям изначально, до рокового Рулетенбурга? О своей любви Алексей не молчал,но бесприкословно принимая их садомазохистские отношения, как данность. Возможно, такое поведение развращало и Полину, позволяя той крутить молодым человеком, как ей вздумается. Полина даже могла не принимать всерьез объяснения Алексея, благодаря его громким фразам, как например "покончить с жизнью по одному ее слову" и воспринимать все происходящее, не более как флирт с элементами игры. Также, на тот момент Полина могла и не чувствовать своей любви к Алексею, ставшим почти родным и таким привычным от пребывания в доме генерала, но сильная страсть к де Грие, отличающаяся от чувств к Алексею, могла сбить ее с толку. Но разобравшись после унизительной сцены с де Грие, Полина проявляет два противоречащих друг другу и не уживающихся в ней чувства - жертвенность, вызванную чувством вины от бесконечного самобичевания, и непреодолимую гордость. Полина - мученица и мучительница в одном лице, такой же азартный игрок, но только в рулетку под названием жизнь.

Роман сложно сравнивать с другими произведениями Фёдора Михайловича, он принципиально другой и слишком личный. Но это не уменьшает его талантливости, написать такую сентиментальную историю о такой трясине.

Игрок. Двойник. Кроткая
5 5
* * * * *

Если читать русскую классику, то обязательно Достоевского. Писатель на все времена. В последнее время не могу делать большие перерывы между его книгами. Для меня это автор из разряда "чем больше читаешь, тем больше хочется". И я уже думаю, что когда ничего непрочитанного не останется, перечитаю "Преступление и наказание", которое читала еще в школе. Это еще один вид наслаждения - сравнивать восприятие книг автора, прочитанных в подростковом возрасте и будучи взрослым человеком.

Очередное произведение "Игрок" хотела прочитать уже давно. Тема в наши дни очень актуальная. И хоть я не получила всего ожидаемого, всё равно Фёдор Михайлович удивительно тонко описал психологию азартного человека, игрока. Но это и не удивительно, ведь роману присущи сильные автобиографические мотивы.
Тема азарта и корысти присуща не только рулетке. Ведь люди "...везде только и делают, что друг у друга что-нибудь отбивают или выигрывают" и если ты не играешь в рулетку, то не обязательно морально выше какого-то игрока. У тебя может быть своя другая игра и свой другой азарт, когда ты играешь в свои игры. Для этого не обязательно ехать в Рулетенбург. Просто людям свойственно всегда и везде играть. Вопрос в том, какую игру ты выбираешь - "джентельменскую" или "плебейскую", что для тебя выигрыш и как ты воспринимаешь проигрыш, с чем ты вступаешь в игру и что готов поставить.

Закрываешь книгу - и целый рой мыслей в голове. За это и люблю Достоевского.

Игрок. Двойник. Кроткая
5 5
* * * * *

Рулетенбург - вымышленный город, название которое вовсе не такое смешное, как кажется на первый взгляд. С первых страниц читатель понимает, что наш главный герой - Алексей Иванович - будет играть в рулетку. Он выигрывает ради одной девушки, которую любит, но, играя в рулетку, он понимает, что на протяжении всей игры думал только о наживе, собственных интересах.

Что несет за собой рулетка, кроме выигрышей и проигрышей? При выигрыше человек, конечно же, думает только о хорошем: как потратит эти деньги (чаще всего впустую). При проигрыше же он, вместо того, чтобы расстроиться, играет дальше с еще большим азартом, чем прежде, все надеясь (надежда - единственное, что есть у нас!) выиграть много денег. Но чаще всего все выходит совсем не так, как мы хотим...

Защищен ли от этого и благоразумный человек? Каждый может поддаться искушению, яркий тому пример - бабушка, приехавшая из своего имени в Рулетенбург и проигравшаяся в пух и прах. Благо, что не всё-всё проиграла. Но, думаю, если бы была возможность продать все ее имения прямо в Рулетенбурге, то она и это бы с легкостью потеряла в один миг.

Человек, играя день за день, не может больше остановиться. Должно случиться чудо или большое и логическое переосмысление своих поступков, что и случилось с нашим главным героем после одного разговора. Как и с "Преступлением и наказанием", так и с "Игроком", - автор заканчивает произведение на самом интересном моменте - главный герой понимает, что до этого дня он вел неправильную жизнь, и спешит измениться. А как пойдет изменение? Остается только гадать.

Жан Беро "Казино в Монте-Карло"

Игрок. Двойник. Кроткая
4 5
* * * * *

В принципе, "Идиот" - более подходящее название для этого выдающегося произведения!)

Я не умею себе дать отчета, что со мной сделалось, в исступленном ли я состоянии нахожусь, в самом деле, или просто с дороги соскочил и безобразничаю, пока не свяжут. Порой мне кажется, что у меня ум мешается. А порой кажется, что я еще не далеко от детства, от школьной скамейки, и просто грубо школьничаю.

Стоит только попробовать и всё пропало, игра уже не отпустит! Это зараза станет смыслом жизни, единственной её целью! При этом, жертва (ошибочно) считает, что в любой момент может остановиться! Использует каждую возможность, чтобы зацепиться за призрачную иллюзию! Но это всего лишь самообман.

О самодовольные люди: с каким гордым самодовольством готовы эти болтуны читать свои сентенции! Если б они знали, до какой степени я сам понимаю всю омерзительность теперешнего моего состояния, то, конечно, уж не повернулся бы у них язык учить меня. Ну что, что могут они мне сказать нового, чего я не знаю? И разве в этом дело? Тут дело в том, что — один оборот колеса и всё изменяется, и эти же самые моралисты первые (я в этом уверен) придут с дружескими шутками поздравлять меня. И не будут от меня все так отворачиваться, как теперь. Да наплевать на них на всех! Что я теперь? Zéro. Чем могу быть завтра? Я завтра могу из мертвых воскреснуть и вновь начать жить! Человека могу обрести в себе, пока еще он не пропал!

Друзья, не увлекайтесь азартными играми, ничем хорошим это не закончится!!! Читайте книги, удовольствие тоже (если не больше), и никакого риска!)

Игрок. Двойник. Кроткая
4 5
* * * * *

Никогда бы не подумал, что мне может так сильно понравиться книга Достоевского. Захотелось найти какое-то более весомое издание.
⠀⠀
О персонажах можно очень долго рассказывать, обсуждать. Каждый из них вызывает самые разные эмоции. Конечно, самыми запоминающимися стали бабушка и Алексей Иванович. Очень яркие характеры и эксцентричное поведение, особенно у бабушки. Эдакая статная царица, которая плевать хотела на чины и бросается правдой в лицо.
⠀⠀
Вся соль в том, что если взглянуть поверхностно, то все очень занимательно, но стоит капнуть глубже и приходит ужасное осознание происходящего. Столь небольшая история, но так много судеб.
⠀⠀
Бесконечное падение в бездну азарта и рулетки. Чёрное, красное, зеро - истинные Боги, которые берут слишком большую плату за свою благосклонность.
⠀⠀
Я чувствовал это напряжение, момент риска, когда ставки сделаны. И ещё, ещё, удваиваю и снова выигрыш. Чувство абсолютной власти, но ровно до тех пор, пока в кармане ещё есть деньги для очередной ставки.
⠀⠀
Эта денежная зависимость похожа на паразита, который поселился в семействе и заразил даже самых стойких и сильных. Здесь нет победителей.
⠀⠀
Каждый проиграл по своему и не всегда ставкой были векселя, облигации или золото. Чаще всего это была душа, семья, любовь и будущее. Коварный змей, который заразил своим ядом и без того больное семейство.

Игрок. Двойник. Кроткая
3 5
* * * * *

Всё-таки мне по-прежнему ещё достаточно тяжело читать русскую классику. То ли это школьная травма, то ли зарубежка мне интереснее. Впрочем, мне уже не хочется закрыть книгу на первой же главе, а это - успех!
В «Игроке» Достоевский рассказывает нам истории нескольких героев, которые в большей или меньшей степени крутятся вокруг игры в рулетку. Саму же игру он описывает так ярко, детально и увлекательно, что даже не зная из аннотации, что это частично автобиографичное произведение, читатель обязательно это заподозрит. В какой-то момент мне даже показалось, что все эти Алексеи Ивановичи, Полины, генералы и бабуленьки просто второстепенные персонажи, почти что декорации для главной героини - Игры. Вообще герои мне показались несколько схематичными, набросанными специально для конкретных ситуаций. Действия Полины на протяжении всего романа остались для меня за гранью понимания, пляски генерала вокруг мадемуазель Бланше, хоть и были, в общем-то, понятны, но ничего, кроме жалости не вызывали. А вот сама мадемуазель вызывала почти что восхищение - наравне с бабуленькой - эти персонажи, по крайней мере сами решали, что им делать, сами ошибались или получали желаемое, и признавали свои ошибки. А вот Алексей Иванович почти с самого начала добрых чувств не вызывал - весь его этот кураж, якобы любовь к Полине, любовь к рулетке и подведение смысла своей жизни к ней, ненависть к французам - весь этот коктейль только лишь раздражал.

Игрок. Двойник. Кроткая
4 5
* * * * *

Из записок молодого человека - так начинает Игрок. И правда без всякого вступления мы оказываемся среди толком не представленных нам героев и начинаем разбираться в их взаимоотношениях. Молодой человек (Алексей Иванович) - учитель в семье генерала, влюблён безответно в его падчерицу Полину и готов ради неё на любые сумасбродства.

Никогда не перестану восхищаться персонажами Достоевского, такими живыми, реальными (даже можно сказать предельно жизненными), разными. Властная la baboulinka покорила мое сердце, настолько ярко она представала перед глазами. Настоящая русская, знающая себе цену, бабушка. А сцены игры - это что-то с чем-то, саму азарт пробивал.

Возможно это прозвучит странно в рецензии к произведению Достоевского, но меня действительно ни разу не накрыло тленом и одиночеством, а к концу было такое состояние легкого азарта достаточно оптимистичного человека, который определенно верит в свой успех и поэтому точно проиграется.

Игрок. Двойник. Кроткая
4 5
* * * * *

можно сказать, что Достоевский написать повесть о самом себе.
Действие происходит на территории Германии в вымышленном городе Рулетенбург, где находится генерал с семьей (падчерица Полина и ещё двое детей), учитель Алексей Иванович и слуги. Надеясь на скорое наследство, его обхаживают француз Де-Грие и мадемуазель Бланш. Всё бы так дальше и продолжалось ,если бы в один "прекрасный" момент не приехала вместо телеграммы бабушка - живая и здоровая. Тут-то и завертелась рулетка - и игровая, и судьбы.
Будучи писателем-психологом, Достоевский максимально точно рисует и характеры и ситуации. Если честно, после приезда бабушки, предполагала несколько иное развитие событий и финал, но Достоевский на то и Достоевский, чтобы мастерки разрушать все наши ожидания и предположения.

Игрок. Двойник. Кроткая
4 5
* * * * *
На zéro, на zéro! опять на zéro! Ставь как можно больше!

Если честно, я ожидала типичного Достоевского, приготовилась впасть в депрессию, достала древнерусский словарь (всё как обычно, впрочем). Но тут что-то пошло не так... Хотелось постоянно повторять: "Фёдор Михайлович, вы ли это, голубчик?"
Некоторые моменты безумно понравились, а из героев, конечно же бабуля Антонида Васильевна давала жару (и хоть ожидания не оправдались, всё равно бабушка - рулит!).
Думаю, всем известно, что роману "Игрок" присущи сильные автобиографические мотивы, ведь азартным игроком был сам Достоевский. И это чувствуется! Эмоции, которые охватывают героев во время игры, так описаны, я настолько погружалась в них, в книгу, что прям "вау".
И хоть под конец мой запал немного подугас, (а нечего было книгу в 200 стр. читать 3 года), всё равно это было классно.
Спасибо за совместное чтение и обсуждения моим девочкам, чтение вдвойней интересней, если обсуждение с вами.