Пещера

В мире Пещеры нет места ни милосердию, ни справедливости. Здесь побеждает сильнейший, а выживает ловкий и осторожный. И если ты не родился безжалостным хищником, поневоле придется ловить каждый шорох в гулкой тишине подземелий, иметь нюх на опасность и вовремя убираться с дороги голодного зверя – совсем как в мире людей. Правда, у людей-то как раз все в порядке. Давно забыты войны и преступность, разве что на любимой работе могут возникнуть проблемы. Молодой журналистке Павле Нимробец раз за разом приходится доказывать начальству, что она чего-то да стоит. И пусть в мире Пещеры она всего лишь робкая сарна – безобидный зверек с большими чуткими ушами, – раз в столетие и сарна может победить саага, кровожадного убийцу, к чьим мягким шагам прислушивается все живое… Содержание: "Пещера" (роман), "Мир наизнанку" (повесть), "Кон" (повесть). "Баскетбол" (рассказ).

Авторы , , ,
Издательство Эксмо
Серия лучшая фантастика марины и сергея дяченко
Год 2016
ISBN 978-5-699-93136-1
Переплёт 206.00mm x 130.00mm x 28.00mm
Количество страниц 688
409
Нет в наличии
с 28 апреля 2020
История цены:
Средний отзыв:
4.1
* * * * *
Пещера
3 5
* * * * *

Как же меня раздражала Павла. И отношение к ней окружающих. И дело даже не в том, что два (а потом оказалось и больше) сильных и успешных мужика потеряли от нее голову. И не в том, что ей постоянно везло (хоть авторы и пытались показать какая она неудачница). А в том, что до самого финала она ничего не делала. Только ныла, теряла вещи, надоедала, была жертвой и т.д. Но при этом всем такая нужная-нужная, уникальная-уникальная, сильная-сильная.
Мне понравилась линия театра. Как готовилась и ставилась пьеса. Как глубоко переживали актеры и режиссер.
Пещера место занятное, но ее практически задвинули на второй, а скорее даже на третий план. Нам же нужно рассказать как Павла плачет. Про животных вообще молчу. Как выглядят они кроме цвета и наличия зубов вы не узнаете. Да и в целом откуда что появилось.
Если бы не серьезность тем связанных с пещерой и пара убийств, это был бы ромфант в чистом виде.

Пещера
5 5
* * * * *

Что же происходит у авторов в голове, когда они раз за разом пишут эти мрачные, липкие, вызывающие отвращение книги? Еще ничего не произошло, не дали проблем, объяснений, тезисов - только намеки, а ты уже ненавидишь человечество и презираешь себя за то, что такой же.
"Вита Ностра", "Долина совести" - за что бы я не бралась, результат один. Полная обреченности атмосфера. Люди, барахтающиеся даже не в грязи, а в чем-то страшном и липком, как самый жуткий ночной кошмар. Правда, в данном случае, это кошмар и есть, кошмар от которого умирают.
Изначально, книга понравилась мне меньше остальных. Слишком затянутая. Главная героиня - настолько серая мышь, что следить за ней нет никакого желания. Скорее хочется, чтобы челюсти саага щелкнули, и трепетная сарна перестала мучить своей трепетностью и себя, и читателя. Это желание растягивается на три четверти романа и книга кажется бесконечной.
Но то, что создали авторы в последней четверти произведения - для описания, у меня не хватает слов. На страницах книги расцветает театр. Я не прочитала- я видела представление своими глазами. И это действительно был спектакль с большой буквы. Не смотря на всю предсказуемость сюжетных ходов сердце замирало и оторваться от книги было невозможно. То же самое могу сказать и о последней сцене. Дяченко задают вопросы, ответов на которые нет. Объективно, даже не могу сказать, на какую встала бы сторону. Но все внутри переворачивается. И не смотря на то, что грязи стало в разы больше, откуда-то просыпается вера в человечество. Вера в людей, которые творят анархию, создают события, ведущие к еще большему хаосу. Абсурдно? Но не смотря на абсурд, кажется, что по другому нельзя. Ведь именно в этом хаосе человек становится человеком.

Пещера
5 5
* * * * *

"Пещеру" я слушала в формате аудиокниги, хотя она есть у меня и в бумаге.
Дослушала - и все еще под впечатлением.
Озвучка очень хороша. Игоря Князева я оценила еще с "Дома, в котором" Петросян, но здесь меня больше поразил даже не он, а Вероника Райциз, которая просто великолепно играет голосом.
При этом ни Тритан, ни Раман в исполнении обоих чтецов совершенно не легли на мое внутреннее звучание этих персонажей, я их голоса совсем по-другому представляю (а вот Павла у Райциз идеальна, да), но общее впечатление от начитки это несовпадение парадоксальным образом не испортило. И не спрашивайте меня, как так вышло, - сама не понимаю. Видимо, мастерство.
Но сочетание прекрасного дуэта писателей и не менее замечательного дуэта чтецов вместе производит просто сокрушительное впечатление.
"Пещера" очень многослойна. Так сразу и не скажешь, о чем именно эта книга. Она одновременно и о темных закоулках нашей души, и о том, как оставаться человеком, вопреки зверю внутри. О том, как благие намерения часто мостят дорогу в ад. О силе искусства, способной менять мировоззрение, но также и о том, как то же самое искусство может калечить психику и каким эгоистичным бывает процесс творения. И о выборе, который каждый человек делает для себя.
Мир, описанный Дяченко, похож на нашу реальность. Разница лишь в том, что в нем почти нет насилия - конечно, от несчастных случаев с болезнями человечество по-прежнему не застраховано, да и нездоровые на голову личности крайне редко встречаются, но в основном это мир, где немыслимо представить такое деяние как намеренное причинение вреда другому человеку, где двери не запираются, потому что нет краж, и люди не опасаются за свою жизнь и безопасность - уж точно не со стороны других людей. А все потому, что в этом мире существует Пещера - место, в которое каждый человек попадает пару-тройку раз в неделю, когда реже, когда чаще, в зависимости от эмоционального фона.
Там его подсознание воплощается в свойственную его характеру животную форму, жертвы или хищника, помельче или покрупнее. И вот там-то человек дает волю своей теневой стороне, подсознанию, желающему охотиться, убивать и совокупляться.
Но все это происходит чисто, как в животном мире, в котором нет и не может быть морали, а только лишь сплошные инстинкты, без участия разума - во всяком случае, такого, который присущ человеку мыслящему.
При этом те, кто погибают в Пещере, умирают по-настоящему, а некрологи сообщают, что "сон их был глубок, и смерть пришла естественно". Однако, хищник, загрызший жертву, не чувствует себя убийцей и таковым ни в чьих глазах не является, поскольку человек полностью отделяет себя от своего зверя, не ассоциирует свою дневную личность с поступками ночной, да и вообще плохо помнит события ночи уже наутро, а с течением дня они и вовсе стираются из памяти окончательно. Кроме того, в дневном мире о Пещере в принципе говорить не принято, как о чем-то глубоко интимном и неприличном. Это не тема для обсуждения.
Зато, благодаря Пещере, где подсознательные, "животные" импульсы людей находят выход, в дневном мире насилие неизвестно - ну разве что за исключением насилия эмоционального.
Правда, существует вероятность того, что мать загрызет своего ребенка, а муж жену, утром проснувшись рядом с хладным телом, однако, такие случаи исключительно редки, да и вообще, люди, встречающиеся в Пещере, никогда не узнают друг друга в реальности. Как ты опознаешь в своем начальнике или родственнике жуткого хищника из Пещеры или ускользнувшую от тебя ночью добычу? Оно и к лучшему, поскольку позволяет сохранять статус кво и психику граждан.
Но вот однажды некая сарна трижды умудряется избежать гибели в клыках саага - опаснейшего хищника Пещеры, что само по себе невероятно, так еще и сааг этот оказывается одним и тем же, что невероятно в квадрате. Разумеется, она в шоке и обращается в службу психологической поддержки (и тем самым активирует деятельность служб, следящих за тем, чтобы все работало, как надо, и привлекает внимание к своей персоне). Но, словно этого было мало, она еще и по работе встречается со своим саагом - и узнает его. И он ее узнает тоже.
Неловкая ассистентка с телевидения и желчный театральный режиссер, о котором они делают передачу, опознают в друг друге хищника и жертву, которые сталкивались вот уже трижды в снах, а в четвертый - встретились в реале.
И это узнавание меняет все. Для них обоих. И не только для них. Дальше вскроется, что мир Пещеры не настолько просто и справедливо устроен, как кажется на первый взгляд, что и его можно использовать в своих, далеко не всегда чистых, целях. Что очень редко, но встречаются случаи ярко-выраженного антивиктимного поведения, то есть люди, с которых можно состричь их "индекс удачи", и, раз так, то обязательно найдутся те, кто готов заплатить огромные деньги, чтобы избежать вероятной гибели во сне по причине старости или болезни. Что этот самый индекс когда-то позволил одному ученому создать людей-мутантов, которые вообще никогда не попадают в Пещеру, она для них лишь безобидный ночной кошмар, вот только платой за такое "избавление" стала вспышка насилия в реале, и в мире появились места, изолированные от цивилизованного общества. Что егеря - еще один вариант воплощения в Пещере человеческого сознания, причем в своей же человеческой форме, с полным сохранением сознания - занимаются не только уничтожением демонстрирующих слишком деструктивное даже для хищников поведение особей.
Эта книга о двух противоположных точках зрения. О выборе. О том, что хуже: зверь снаружи или внутри. А еще она о любви, которая ломает барьеры. И о Театре. С большой буквы. Именно Театр, описанный как с положительных, так и с негативных своих сторон, просто и честно, без прикрас, во многом сделал для меня этот роман. "Пещера" вообще очень театральная книга, и, неудивительно, что спектакль становится ее кульминационной сценой, краеугольным камнем всего повествования. Роман задает вопросы о темной стороне человека, о его тяги к насилию, о том, возможно ли вообще взять ее под контроль и каким именно образом, и, если да, то какую цену вы готовы заплатить за освобождение от страхов и чувства вины.

спойлерЧто же касается героев, то не могу сказать, что кто-то из них мне особо понравился - и это лишнее подтверждение моему убеждению, что персонажи вовсе не обязаны быть читателю симпатичны, главное, чтобы они вписывались в свою историю. Из основной троицы мне ближе всего Кович, но при этом я понимаю, что в реальности это тот еще тип, зачастую совершенно невыносимый в общении, злой, едкий, любящий и умеющий ранить людей словами и равнодушным пренебрежением - из тех, что, походя, способен причинить реальный вред человеку и не задуматься об этом. В общем, классический такой театральный худрук, а, перефразируя немного фразу из романа, "все режиссеры - хищники". Но именно он, на мой взгляд, самый интересный и убедительный персонаж роман.
К Павле я отношусь нейтрально. Хотя ее откровенная, добровольная слепота и чрезмерная истеричность в совершенно неуместных местах меня порой и раздражали, но тут все логично и психологически обоснованно. Сарна она сарна и есть. Что с нее взять? И, при этом, стоит отметить, что сарна-то сарной, тем не менее, при всей своей уязвимости, неловкости и ранимости, повышенной эмоциональности и доверчивости, именно она продемонстрировала такой невероятный коэффициент антивиктимного поведения. И демонстрировала его все время. То, как она отреагировала на события в лесу, и то, что она сделала в финале, говорит само за себя. Не так уж проста наша антилопа, хотя всеми своими повадками и воплощает собой идеал виктимности. Но это лишь внешне.
К слову, многих читательниц удивляет, что мужчины находят в Павле, но, как мне кажется, лишь потому, что смотрят они на нее женским взглядом. А для большинства (не для всех, исключения всегда есть) мужчин такая вот беззащитность и хрупкость сочетании с красотой (а то, что Павла довольно привлекательна внешне, проговаривается не раз, пусть и между строк) делает женщину просто неотразимой. И то, что оператор Савва обратил на нее внимание лишь после того, как она вступила в отношения с Тританом, тоже вполне убедительно - влюбленность делает человека намного привлекательнее в глазах других, потому что он светится изнутри.
Тритан Тодин для меня остался, пожалуй, самым непонятным героем книги. Я понимаю Ковича, понимаю Павлу - их мотивы, суть, причины того или иного поведения, даже когда они мне не нравятся, а вот Тодин - это такая загадка. Наверное, так и должно быть, учитывая, кем он был в Пещере.
Вообще-то, его можно только пожалеть. Заложник собственных убеждений и старой травмы (даже двух), причем вторые сформировали первые, как и всю его личность.
Ближе к концу мне показалось, что, несмотря на свою вполне реальную крутизну, навыки к манипулированию, знания и таланты в области человеческой психологии, он так и остался тем двадцатилетним мальчишкой, вернувшимся из Изолята.
То путешествие, с одной стороны, подарило ему своеобразную мудрость, которой не было и быть не могло у его сверстников, но, с другой, в некотором отношении он так и не вырос, как это часто бывает с травматиками.
Причем травма там была двухступенчатая: встреча с насилием лицом к лицу и то, что случилось с Махи, его собственное невольное предательство.
Первое должно было быть поистине сокрушительным для человека из мира Пещеры, оно намертво зацементировало его убеждения, и вот почему он продолжал эксперименты над Павлой, несмотря на свои чувства к ней. А второе законсервировало развитие в плане личном, застопорило его на года в плане эмоций настолько, что он, зрелый, взрослый и битый жизнью мужчина влюбился в Нимробец, как мальчишка, со всем пылом первого чувства. Причем фундаментом его послужило чувство вины перед Махи, которую он подвел, так что на Павлу он в некотором смысле перенес образ Махи и попытку искупить совершенное (или, скорее, несовершенное). Не подвести еще раз безоговорочно доверившуюся тебе и полностью зависящую от тебя женщину. И его финальное решение было продиктовано все тем же чувством вины.
Их любовная линия с Павлой, конечно, выглядит чересчур слащавой, внезапной и нездоровой, но это прекрасно объясняется характерами героев и обстоятельствами их жизни, как в прошлом, так и в настоящем.
Про Тодина я написала выше, а Павла, у которой это вообще первые отношения, и ведет себя соответственно, как всякая неопытная влюбленная девушка, плюс, к тому же, сарна по природе, а не хищница.
Но, мне кажется, что на самом деле у Павлы там не с Тританом на самом деле главная любовная линия, пускай сама Павла этого пока и не поняла. На мой взгляд, Тритан в романе, как и в Пещере, выполняет сугубо функциональную роль в жизни главных героев - этакую "поступь судьбы", без которой история попросту бы не сложилась, но не является одним из них. Несмотря на все уделенное этому персонажу время, он как бы в стороне - вечный наблюдатель, егерь, вмешавшийся в процесс, необходимый ему, но... эта история не про него.
Так что его действительно можно пожалеть, но жалость как-то не идет этому герою.
А вообще, после "Ведьминого века" у меня стойкое ощущение, что Тритан - это версия Клавдия, вернее, сказать, в Клавдии есть что-то сразу и от Тритана, и от Рамана (два в одном флаконе), но так, как авторы не хотели совсем уж повторяться, да и "Пещера" - более поздняя книга, то пошли немного другим путем.
Роману это оказалось только на пользу. Ведь если бы авторы свели Рамана и Павлу напрямую, это было бы более предсказуемо, шаблонно и, в конечном счете, не произвело бы столь сильного впечатления. А так вышло именно то, что надо. И не перевесило чашу весов в сторону любовного романа, хотя любовь, конечно же, одна из главных тем книги. Однако, не единственная. свернуть

Очень достойная прочтения и прослушивания вещь, в которой есть над чем подумать.
Роман - однозначно в любимые.

Пещера
4 5
* * * * *

С одной стороны – это весьма занимательная антиутопия. Сама задумка со сном в Пещере, где каждый человек – зверь, и то, кто ты – хищник или жертва, зависит от того, кто ты, когда бодрствуешь, какие твои личные качества; и то, что смерть и насилие в Пещере замещает то же в реальности - очень интересная. Еще мне понравился язык – образный, но легко читающийся, не перегруженный этими самыми образами.

С другой стороны, для меня в истории оказалось слишком много вопросов, возникавших в процессе и оставшихся после прочтения. Например, откуда вообще взялась Пещера, как люди стали в нее попадать. Читателю дается намек на то, что за каждым существом в Пещере ведется слежка, каждый пронумерован, а высшие чины там – егери, способные убрать любого, казалось бы, всемогущего и бесстрашного хищника. Но как это получилось, как произошло подобное деление, кто создал Пещеру, и как вышло, что большинство людей в ней существа, но при этом есть и егери? Сам мир при этом абсолютно обычный, люди живут, работают на обычных работах. И еще история Тритана – человека, в отличие от многих, знающего, что такое войны, жестокость, агрессия в реальном мире – откуда он, откуда он все узнал, где места без Пещеры, в которых он проходил проверку, и почему, собственно, Пещеры там нет? Для полноценного антиутопического романа пробелов больше, чем полноценной понятно рассказанной истории.

Если же рассматривать Пещеру как метафору настоящего мира – где есть сильные, слабые, жестокие и трусливые, агрессивные и похотливые, а еще – обладающие огромной властью над всеми – то в таком разрезе книга становится примитивной, на мой взгляд. Возможно, трактовать можно как-то по-другому, но как – я по прочтении не додумалась.

Сюжетная линия держит и, хотя никто из героев мне не понравился до такой степени, чтобы за него болеть и переживать, но линия антивиктимной сарны и саага, узнавших друг друга в реальности, и все, что за этим последовало, было увлекательно.

И в целом, книга мне скорее понравилась, чем нет, но ей многого не хватило для того, чтобы зацепить по-настоящему. Главным образом потому, что опять не оправдались читательские ожидания – я хотела увлекательной антиутопии без массы «зачем?» и «почему?», а на деле там нужно по крупицам выискивать нечто большее, какой-то глобальный смысл, и возможно, он окажется не так и плох, но я потерпела провал в своих поисках, увы.

Пещера
3 5
* * * * *

Итак, уважаемые знатоки, угадайте книгу по синопсису. ГГ - неловкая, неуклюжая молодая девушка, не преуспевающая на работе, не блещет умом и талантами, симпатичная, но не более. И вот, она встречает привлекательного, загадочного мужчину сильно старше нее с необыкновенными глазами. Выясняется, что она не такая, как все, особенная-приособенная, и это чистая физиология. И эта физиология такова, что ГГ нужна всем вокруг. Красивый незнакомец тут же в нее влюбляется. И куча второстепенных окружающих мужиков тоже. В том числе, тот, вторая ипостась которого грозный хищник. Впрочем, он согласен на френдзону. При этом готов защищать героиню до последней капли крови. Девушка постоянно попадает в неприятности, мужики ее терпеливо спасают. Ведет она себя не слишком разумно и приятно, но ее прощают. Особенная же. Где-то в середине скромная свадьба. Но зловещая Организация настроена серьезно...
Кто сказал "Сумерки"?! Как можно сравнивать этот мейнстрим с глубоким романом гениев Дьяченко, которых все обожают?! Упс.
Впрочем, "Пещера" написана давно, поэтому ни о какой спекуляции на теме речь, конечно, не идет, а только о неком шаблоне лав-стори. Просто проблема героини, которую все любят по непонятной для аудитории причине, не нова.
Концепция собственно Пещеры действительно интересна и оригинальна, вот только задвинута на слишком далекий фон по сравнению с дневной жизнью персонажей. Да и пещерная часть описана бедновато, зверей слишком мало, пейзажи одинаковы. И пещерные события слишком затмеваются этой неприятной любовной историей, не причастные к основным событиям персонажи словно декорации, в них нет жизни, их реплики и поступки стерильны. Кстати о репликах. Что касается мира театра, мне он не показался правдоподобным. Думаю, причастные к профессии беспрерывно фейспамили.
Конечно, фирменная авторская неопределенная концовка в наличии. Но здесь прямо реально перебор, словно писали-писали, да и бросили. Но это и понятно. Читать-то утомительно, а уж писать...

Пещера
5 5
* * * * *

Только что дочитала последние строки и... мне нужно высказаться, выплеснуть это напряжение последних часов чтения. Книга потрясающа. Книга захватывает, затягивает, не отпускает.
Она живая, звучащая.
Мир, в котором нет агрессии. Искусственный мир, в котором сны - не просто сны, где каждый - жертва и охотник в таинственной Пещере... Где не принято говорить о том, кем ты становишься на той стороне
Меня захватило именно описание ночной жизни. Дневная практически совершенно обычна и тускла. Нет, не думаю, что это вина авторов - скорее, их заслуга или субъективное восприятие. Но главная героиня - Павла - раздражала неимоверно. Своей бесхарактерностью, безволием, влажными глазами "трепетной лани". Сарны. Там она была собой. Правильной - чутким, красивым, беззащитным зверьком.
Здесь - дурочкой на каблучках.

И нет, невозможен мир без насилия. Триглавец, комиссия по нравственности, контроль - мир искусственный, созданный, пропитанный ложью. И,наверное, потому кажется таким картонным.
К слову, Триглавец - что-то из мифологии, кажется, славянской. Так что в книге больше, чем два слоя реальности. Но с мифологией незнакома, поэтому не воьмусь судить об отсылках, аллегориях и т.д.

Раман Ковач. Сааг. Постановщик. Стержень произведения. Именно он вдыхает жизнь во все эти декорации, с него начинается настоящая жизнь Павлы, пусть она и сопряжена с риском. Но события, эмоции, решения - начинается именно с него, как мне кажется. В плоскую картинку жизни девочки-неудачницы-ассистентки, у которой все валится из рук, у которой совершенно невыразительная сестра Стефана и племянник Митика, которых убери - никто и не заметит, врывается свежий ветер.

Персонажи, кроме Рамана, плоские. Даже главная героиня. До последних сцен (мне все время слышалась напряженная музыка, когда все выше, сильнее, напряженнее и уже ждешь, чтобы непосильное напряжение кончилось - и боишься окончания).
Что Стеф, что Митика, что, как бы странно не было, Тристан. И симпатии не вызывал никто из них.
Хотя, казалось бы, должен...
Параллельно мы получаем еще одну историю - о том, что есть какое-то место, где люди живут без Пещеры в снах, где едины со своим "я", со второй половиной личности.
Она почти растворяется в остальном произведении, но, как мне кажется, из нее можно заключить - что созданная модель мира искусственна, ограничена какими-то географическими рамками. Железным занавесом, как СССР.

И да, взрыв - будет. Потому что невозможно жить в мире, где добрый дядя егерь ходти тенью, помахивая хлыстом. Тень хлыста рано или поздно мелькнет в дневной стороне жизни.

Пещера
4 5
* * * * *

Люблю книги Дяченок за то, что не оставляют равнодушным. Ты думаешь о книге, она как-то назойливо беспокоит тебя, от нее не оторваться. Она может даже вызывать раздражение и отвращение, но ты все равно к ней возвращаешься. Авторы вынимают твой мозг, хорошенько его встряхивают-перемешивают и весь этот клубок хаотичных эмоций и чувств вкладывают обратно.
Герои многогранны, у каждого из них есть какой-то штришок, изюминка или изъян, который при чтении раздражает. Это делает героя каким-то "неправильным",неидеальным, но одновременно живым и уникальным. Хочется прямо влезть в книгу и рассказать всем где они не правы и как надо.
Хотя у авторов никогда нет объяснений почему именно так устроен выдуманным ими мир, именно в этой книге мне это мешало. Не совсем понятно откуда взялась пещера? ее кто-то создал?
Финал держит в напряжении до последних строк. Да или нет? нет или да?
Книга безусловно понравилась, но меньше чем некоторые другие, как например Ритуал или Скрут.

Пещера
5 5
* * * * *
"Слова, произнесенные человеком за несколько часов до смерти, приобретают особый смысл."

*

"Если кто-то хочет покончить с собой, но его спасают, — значит, это спектакль…"

*

"Фотохудожник сумел вытащить из его некрасивого лица все возможное обаяние, и теперь фотографический двойник, Кович-второй, смотрел на мир с ласковым прищуром голодного крокодила." 

*

"Тайны – кислота, эффективно разъедающая самую прочную связь между самыми близкими людьми."


Возможен ли мир без войн, кровопролития и насилия? "Возможен!" - говорит Марина и Сергей Дяченко и предлагают нашему вниманию роман-притчу в стиле городского фэнтези "Пещера". Книги Дяченко отличаются особым стилем изложения, редкими сюжетами и финалами, где авторы дают лишь намек на конечный исход событий и позволяют читателю самому решить его. Те, кто читал произведения этих авторов, согласятся со мной, что от них становишься зависимым, стремясь перечитать.

О чем книга
Представьте, что параллельно нашему привычному миру, назовем его условно Реальный, есть мир Пещера, в который люди попадают во сне. В мире Пещеры каждый человек приобретает свой животный облик, все делятся на хищных и травоядных, со всеми вытекающими из этого последствиями. Все они пытаются выжить в мире Пещеры, где каждый выступает в роли хищника или жертвы, сильного или слабого. От чего зависит периодичность попадания в этот мир никому не ясно, ясно одно, что если ты умрешь в мире Пещера, то в Реальном мире ты просто не проснешься и на утро про тебя скажут: "Сон ее был глубок и смерть пришла естественно."

Аннотация
Павла Нимробец вот уже несколько дней подряд просыпается в холодном поту. И все лишь потому, что постоянно попадает в мир Пещеры, где ей чудом удается выжить, убежав из лап коварного саага - самого страшного хищника Пещеры. Сама Павла в мире Пещеры относится к травоядным, она - сарна, лакомый кусочек для всех хищников. А еще есть хищные схрули и барбаки, и травоядные тхоли. В Реальном мире на тему мира Пещеры говорить не принято и эта тема считается постыдной. Не сложно понять удивление Павлы, когда совершенно случайно, по необъяснимым чертам, на уровне природной интуиции, она в Реальном мире узнает того человека, который в мире Пещеры несколько раз пытался лишить ее жизни. 

Особенности
Роман написан потрясающим языком, который читается на одном дыхании. Дяченко, как никто другой умеют заворожить и взволновать читателя. Сюжет очень интересный и развивается невероятно динамично. Здесь есть все: погони с перестрелками, психиатрическая клиника с исследованиями, выживание в мире Пещеры с животной грызней, зрелищные постановки в театре Драмы с закулисными разборками и, конечно, любовь. Здесь любовная линия нетривиальная и представляет собой неявный любовный треугольник, что очень необычно.

Главные образы книги
Образ главной героини меня не сильно привлек. Павла - абсолютно несобранная, безалаберная, весь роман кем-то помыкаемая девушка. Ее образ затерялся на фоне прекрасных мужских образов. Весь роман она делала то, чего не хотела делать. И это не очень импонировало. А вот образ режиссера Романа Ковича был потрясающим. За этот образ готова сказать авторам отдельное спасибо! Невероятная харизма, потрясающий потенциал и мощная энергетика - все это Роман Кович. Его самоотдача искусству опустошает его до последней капли, но именно она и делает его в глазах актеров театра, да и в глазах читателей, лидером с большой буквы, которому хочется поклоняться и на которого все мы смотрим с обожанием. Он для актеров театра - царь и бог, что вполне заслуженно!

Финал
Дяченко до последней фразы держат всех читателей в огромном напряжении. И именно финал отвечает на один из самых важных вопросов, поднятых авторами в этом произведении: можно ли преодолеть свою животную сущность и даже в мире Пещеры остаться человеком?

Пещера
5 5
* * * * *

М. и С. Дяченко заслужили мою любовь оригинальностью своего жанра. Это не просто фантастика или фэнтези, не просто прочитать и забыть. Писатели заставляют задуматься, поднимают те или иные социальные проблемы и обыгрывают их в своих их книгах настолько интересно и захватывающе, что полностью погружаешься в их миры.
Так и на этот раз. "Пещера" захватила меня в свой плен. Я невольно представляла кем бы я могла быть. Мир довольно прост. Днем люди спешат на работу и по делам, варятся, в общем, в своей нормальной и рутинной кашке. А ночью, с приходом сна, часть жителей переносятся в Пещеру и превращаются в животных, действующих на уровне интуиции. Тут тоже все просто, беги или умри, или догони и съешь. Вот только не все возвращаются в дневную обыденную жизнь.
Дяченко, как впрочем и всегда, заворожили меня, взволновали. Настолько, что спустя два года после прочтения книги, меня все еще волнует сюжет книги.

Пещера
5 5
* * * * *

Мир во всем мире! Не этого ли хотят все люди. Но это было бы совсем скучно, по мнению автора. Да и куда деть заложенную в людях агрессию и злость? Ведь нельзя же ее просто выпилить из головы человека. Вот и было принято решение всю агрессию перенести в Пещеру. Причем дабы как-то уравновесить рождаемость и смертность - было принято решение позволить в Пещере умирать. Так я понял замысел Триглавца (ну или кто там стоял за самой идеей Пещеры). И вроде бы все хорошо, сарны бегают, барбаки спариваются, сааги охотятся. Красота да и только. Но видимо человек устроен намного сложнее чем хотелось бы нам. И находятся те, кто способен либо не подчиняться Пещере, либо влиять на события в ней. Причем в "режиме Бога" виде Егеря.
И ко всему этому мы еще имеем любовную ниточку между некоторыми персонажами. И получаем довольно интересное произведение.
Чего не хватило - немного предыстории создания Пещеры.
Что было не очень понятно - в чем была проблема по устранению/усмирению той же Павлы или еще кого-то. Если Триглавец имеет бесконечную власть в Пещере. Да и так в жизни - они всесильны. Я так думаю, что никакое общественное мнение их не особо может волновать. Однако своего рода боязнь публики у них есть.
И еще - откуда брались те самые люди, способные убивать? Они тоже мутанты? Они тоже не перенесли свою агрессию в Пещеру? А сам господин Тодин откуда знает про войну? Либо где-то рядом есть другой мир, либо он очень уж осведомлен о прежнем мире и живет очень долго.
Но все равно - книга оставила хорошее впечатление и принесла много удовольствия от чтения.